Главная » Свежие статьи » Прибыли и убытки РЖД в 2024 (версия для печати)

Прибыли и убытки РЖД в 2024

Российские железные дороги (РЖД) по данным с сайта  zachestnyibiznes.ru в 2024 году показали сложную картину: впечатляющий рост основных операционных показателей сопровождался значительным падением чистой прибыли. Так, компания перевезла рекордное количество контейнеров — 7,9 млн TEU (+5,9%) и установила максимальный с 2008 года пассажиропоток — свыше 1,3 миллиарда пассажиров. Грузооборот также вырос до 3,1 триллионов тонно-километров. Тем не менее, эти достижения омрачились резким снижением финансовых результатов.

Основная причина падения прибыли заключается в значительных вложениях РЖД в обновление инфраструктуры и подвижного состава. Амортизация новых активов существенно повлияла на итоговые цифры. Например, модернизация Восточного полигона, призванная решить проблему нехватки пропускной способности, потребовала больших капиталовложений. Эти вложения составили значительную долю от общей инвестиционной программы РЖД, которая в итоге оказалась выше плановых значений — 1,5 триллиона рублей против запланированных 1,3 триллиона.

Кроме того, на прибыль негативно сказалось повышение долговой нагрузки и увеличившиеся проценты по кредитам в условиях высокой ставки в экономике страны. Дополнительный удар нанесла смена приоритетов в перевозках: теперь акцент делается на социально значимые направления с фиксированными тарифами, что снижает общую маржинальность бизнеса.

На будущее РЖД прогнозы аналитиков разошлись. Некоторые эксперты полагают, что уже в 2025 году ситуация улучшится благодаря отдаче от текущих вложений, особенно учитывая сокращение инвестпрограммы на этот период до 890 миллиардов рублей (-40,3%). Но другие предрекают дальнейшие убытки, основываясь на росте процентных выплат, увеличении расходов на оплату труда после двукратной индексации зарплат на 7,3% и продолжающемся снижении объемов погрузки. Даже увеличение тарифов на 13,8% в конце 2024 года, по их оценкам, не сможет компенсировать все отрицательные тенденции.

Финансовая поддержка государства также играет важную роль. В 2025 году РЖД получили субсидии на сумму 63,14 миллиарда рублей для покрытия возросших расходов на перевозки, которые достигли 1,9 триллиона рублей. Хотя доходы от грузоперевозок планируется увеличить на 20% до 2,8 триллиона рублей, общее состояние РЖД остается нестабильным, а будущее — неясным.