Турбины активно используются автопроизводителями уже несколько десятилетий. Они позволяют увеличить мощность и крутящий момент двигателя без существенного увеличения его объема. Но многие автолюбители относятся к ним настороженно – слишком уж часто приходится слышать истории об их поломках и дорогостоящем ремонте. Действительно ли турбина – это вечная головная боль для водителя или все жалобы сильно преувеличены?
Как устроена турбина и почему она ломается
В турбокомпрессоре используется энергия отработавших газов, выходящих из двигателя. Газы приводят в действие турбину, соединенную валом с компрессором, который нагнетает бОльшое количество воздуха в цилиндры. Благодаря этому мощность и крутящий момент двигателя увеличиваются на 30-60% по сравнению с атмосферным двигателем того же объема.
Основные компоненты:
- турбинное колесо – лопатки, раскручиваемые потоком отработавших газов;
- компрессорное колесо – лопатки, нагнетающие воздух в двигатель;
- вал, соединяющий турбину и компрессор;
- корпус с подшипниками.
Причины поломок:
- загрязненное масло – микрочастицы попадают в подшипники и приводят к их износу;
- недостаточная смазка из-за редкой езды на короткие расстояния;
- использование некачественного топлива – отложения на лопатках нарушают работу;
- превышение допустимой нагрузки, если часто ездить на полном газу.
Турбина может выходить из строя постепенно или внезапно. Признаки неисправностей: потеря мощности, дым из выхлопной трубы, посторонние звуки, масло в выхлопе.
Факторы, влияющие на надежность
Надежность турбокомпрессора зависит от многих факторов:
- Качество производства. Турбины премиальных марок, как правило, служат дольше бюджетных аналогов.
- Условия эксплуатации. Частые поездки на короткие дистанции, езда в пробках негативно сказываются на ресурсе.
- Своевременное ТО. Регулярная замена масла и фильтров продлевает срок службы.
- Качество топлива и масла. Низкокачественные ГСМ вызывают отложения и износ деталей.
- Стиль вождения. Агрессивная манера вождения с резкими разгонами несет большую нагрузку.
- Особенности двигателя. Например, дизельные двигатели создают больше отложений в турбине.
Обслуживание и ремонт турбокомпрессора
Для продления срока службы турбины рекомендуется:
- Проводить визуальный осмотр и прослушивание при прогреве двигателя – это поможет обнаружить неисправность на ранней стадии.
- Регулярно менять масло и воздушный фильтр – раз в 5-10 тысяч км в зависимости от рекомендаций производителя.
- Анализировать масло на наличие металлических частиц – признак износа подшипников.
- Проводить компьютерную диагностику турбины в специализированном сервисе.
- Менять масло в самой турбине с периодичностью указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля.
При появлении первых признаков неисправностей лучше сразу обратиться в сервис – часто поломку можно устранить без полной замены турбины.
Выводы
Турбокомпрессор значительно увеличивает мощность двигателя, но требует бережного отношения и регулярного обслуживания. При соблюдении правил эксплуатации ресурс турбины вполне может достигать 150-250 тысяч км пробега без капитального ремонта. Раннее обнаружение неисправностей, использование качественных расходных материалов, аккуратная езда позволят избежать дорогостоящего ремонта и наслаждаться форсированным двигателем долгие годы.